Воспитатель -Баламутина М.В

Баламутина Марина Владимировна

Образование: КИПУ (воспитатель)

Педагогическое кредо: «Учить и воспитывать с любовью»

 «О пользе развития мелкой моторики руки» 

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу, – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) — эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.

Слабая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожному состоянию ребенка в школе.

Широко используются  пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Театр в руке

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, куклы-марионетки.

Работа с пластилином

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить лепку из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Так же, как и работа с тестом.

Работа с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Работа с тканью, а также шитье, вязание, плетение, застежки.

Работа с природным материалом: из камней и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка. Работа с бросовым материалом. Работа с пуговицами.

Пуговичный массаж

Просторная коробка заполняется пуговицами. Дети опускают руки в коробку, водят ладонями по поверхности, перебирают пуговицы между ладонями, пересыпают их из ладошки в ладошку. Находят самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Работа с крупой, бусами

«Ракушка» — круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.

«Божьи коровки» — просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней – гречневая крупа, в более крупной – горох или фасоль. Игрушки можно использовать как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.

Упражнения с мячами

Ребенок учится захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке; держать одной рукой – другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Упражнения выполняются каждой рукой по очереди.

Графические диктанты помогут подготовить руку ребёнка к письму, развить пространственное воображение, научить ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить  основу для формирования правильного письма.

 

Консультация для родителей

«Использование дидактических игр, игровых методов и
приемов в обучении дошкольников грамоте»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методов, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Если ребенок будет обучаться в школе, работающей по государственной программе, можете воспользоваться традиционной методикой (звуковой аналитико-синтетический метод). Этот метод уже не одно десятилетие используется в школах и детских садах.

Одни психологи считают, что обучать детей грамоте нужно начинать как можно раньше, другие утверждают, что раннее обучение тормозит развитие познавательной активности малышей. Вероятно, самым оптимальным для начала серьезной работы с ребенком все же является возраст от четырех до пяти лет.

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. малыш должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры. Можно использовать интересный сюжет из любимой сказки, предложить ребенку роль слова, слога, звука, организовать соревнование (при обучении двух и более детей). Пусть вопросы и задания предложат ребенку Буратино, Чебурашка, Незнайка, Том, Джерри или какой-то другой любимый сказочный персонаж.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?

Первоочередным является обучение детей звуковому анализу слов. Это умение формируется как особый мыслительный процесс, в ходе которого дети должны последовательно и правильно называть в словах звуки. Ребенку необязательно называть количество звуков в слове. В процессе выделения отдельных звуков не следует требовать сразу дать характеристику звука (гласный, согласный, согласный твердый, мягкий и т.д.)

Необходимо научить изображать слово с помощью звуковой модели слова
при помощи квадратов, а обозначение слов в схеме предложения – при помощи прямоугольников.

Гласный звук изображают красным квадратом.

Твердый согласный – синим квадратом.

Мягкий согласный – зелёным квадратом.

Объясните детям, что гласный звук можно спеть, произнести с открытым ртом. Спойте вместе с ребенком гласные А О У И Ы Э, произнесите их шепотом, чтобы убедиться, что рот при этом остается открытым. А вот когда мы произносим согласные, необходимо сомкнуть губы, зубы. Вместе с малышом придите к «открытию», что в слове «мак» первый звук – твердый согласный [ м] , а в слове «мяч» — мягкий согласный [ м`] .

Из цветного картона изготовьте карточки для изображения звуковой схемы слов. Вместе с ребенком изобразите с помощью карточек какое-нибудь слово. Если малыш захочет, модель слова оформите в виде аппликации, чтобы потом показать ее еще кому-то. (Попросить бабушку или дедушку «отгадать», что это за «таинственные квадраты»). Дидактические игры со звуками: «Цепочка слов», «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме» в занимательной форме научат ребенка выполнять звуковой анализ слова. Если есть возможность заниматься с несколькими детьми, им можно дать роли тех или иных звуков. Пусть «звуки» станут так, чтобы получилось слово (скажем, «нос»), а затем поменяются местами, подумают, какое другое слово может из них получиться (НОС – СОН) и т. д. Дети должны не просто передвигаться, а вслух проговаривать звуки, образованные слоги, слова. Если занятия проводятся с одним ребенком, роли могут исполнять родители, старшие сестры и братья и т. д. Игры должны проходить интересно, эмоционально.

Вы должны помнить, что ребенок делает первые шаги к овладению звуковым анализом слов. Необходимо в игровой и занимательной форме вместе с ним выполнять упражнения на определение начальных и конечных звуков в словах, на подбор слов с тем или иным звуком.

Не забывайте, что для выделения из слов начальных и конечных звуков сначала следует подбирать простейшие случаи: для гласных самой удобной
для выделения является такая позиция, когда данный звук – отдельный слог.

Например:

а — кула

о — кунь

и — дут

у — литка

э — таж

Для выделения конечных гласных звуков следует подбирать слова, в которых эти звуки находятся под ударением (гора, пишу). В такой позиции гласные звуки выговариваются четко.

Для согласных самой удобной позицией для выделения является такая, когда начальный или конечный звуки находятся за пределами прямого слога типа «СГ» (согласный + гласный), который в методике обучения грамоте называются слиянием.

Например, звуки, выделенные в следующих словах: бровь, нос, палец, лоб, локоть, школьник, спина.

Следующий шаг в обучении ребёнка уметь производить полный звуковой анализ слов, является «узнавание» заданного или самостоятельно выделенного звука в других словах (т. е., и в таких, где он может находиться в разных позициях, в том числе и в структуре «слияние»). Для обострения фонематического слуха ребенка в предложенном ряду слов должны быть и такие слова, в которых данного звука нет. Например, для узнавания звука «ш» вы можете предложить слова: шкаф, шина, кошка, каштан, почка, шапка, жук.

Ребенок с удовольствием примет участие в игре «Поймай звук» — когда заданный звук присутствует в слове, необходимо хлопнуть в ладошки.

В игре «Кто в домике живет?», «Собери букет», дети упражняются в подборе
слов с определенным звуком.

На занятиях дети должны слышать правильную, выразительную речь взрослых. Вслушиваясь в речь, ребенок узнает, что оно состоит из предложений. Само понятие «предложение» воспринимается и осваивается чисто практически: «Послушай такое предложение…». С помощью взрослого ребенок делает важное «открытие» — предложение состоит из слов, их может быть два, три и больше (пока не следует давать для анализа слишком длинные предложения, а также состоящие из одного слова). Самым доступными по структуре предложениями являются такие, в котором подлежащее выражено именем существительным (реже – личным местоимением), а сказуемое – глаголом. (Птицы летают. Они поют.) Порядок слов преимущественно прямой. (Травка зеленеет.) Здесь подлежащее стоит перед сказуемым. Но можно дать и предложения, которые имеют обратный порядок слов. (Скоро придет весна. Прилетят птицы.)

Следующим этапом занятий с ребенком будет составление схематического изображения предложения. Модель предложения строится при помощи прямоугольников (слово).

Например:

Пришла осень.

Воздух стал прохладным.

Спрятались от холода насекомые.

Итак, ребенок должен усвоить, что предложение состоит из слов, слова могут делиться на слоги, а также на отдельные звуки.

Теперь поговорим о том, как научить детей делить слова на слоги. Предложите ребенку внимательно посмотреть, как вы произнесете слово «мама». Спросите, заметил ли он, сколько раз при этом вы раскрыли рот. Теперь пусть он произнесет слово «папа», а вы посчитайте, сколько раз открыл рот он. Таким же образом «исследуйте» слова «молоко», «собака» и т. д. Ну а потом самое время рассказать «секрет» — сколько раз нужно открыть рот для произнесения слова, столько в нем и СЛОГОВ. Потренируйтесь в определении количества слогов в словах, предложите игру
«Кто внимательнее?» Познакомьте ребенка с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога. Для деления сначала подбирайте слова, состоящие из двух слогов типа «слияние»: ма-ма, ли-па, се-но, мо-ре. Затем предложите слова типа мо-роз, кни-га, гри-бы, кра-си-во.

В игре «Измерим удава» прошагайте количество слогов в словах.

Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек. Детям очень понравится такая работа в процессе подвижной игры, инсценировки (ребенок, выполняя соответствующие движения, проговаривает считалочку):

Мы де-ли-ли а-пель-син.

Мно-го нас, а он о-дин.

Э-та доль-ка – для е-жа.

Э-та доль-ка для стри-жа.

Э-та доль-ка для у-тят.

Э-та доль-ка для ко-тят.

Э-та доль-ка для боб-ра.

А для вол-ка – ко-жу-ра.

Он сер-дит на нас – бе-да!

Раз-бе-гай-тесь кто ку-да!)

Родителей интересует вопрос, нужно ли учить дошкольников читать, а если да, то, как правильно это делать. Прежде всего, необходимо помочь ребенку овладеть самим способом чтения слогов и слов.

На начальном этапе обучения основное внимание нужно сосредоточить на
том, чтобы не допустить так называемого «побуквенного» чтения (ребенок отдельно называет звуки, не происходит слияние их в слог). Ребенок должен учиться прочитывать обе буквы прямого слога в едином слиянии, открывая для этого рот один раз, т. е. в момент произнесения гласной. Стойкое и правильное, доведенное до автоматизма чтение слогов с определенным гласным звуком является основой для чтения простейших одно-двухсложных слов. Чтение слов типа «мак», «сон», «лес» осуществляется на основе восприятия двух единиц чтения – слияния согласного с гласным и согласного, который присоединяется к слиянию «ма + к», «со + н», «ле+с».

Постепенно пауза между слиянием и согласным звуком сокращается, и дети переходят к слоговому чтению таких слов.

Для тренировочных упражнений в чтении необходимо использовать яркие, красочные книги, предназначенные для этой цели. Всевозможные «Буквари» и «Азбуки» в большом количестве имеются в продаже.