Логопедические диагнозы

При диагнозе дизартрия у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата.
Причина в нарушении передачи импульсов от центральной нервной системы к этим отделам , то есть сигнал отправляется по адресу, но доходит неточно, в результате кровоснабжение сбивается, мышечный тонус меняется – наблюдаем или вялые, бледные, малоподвижные мышцы (гипотонус), или чрезмерно напряженные (гипертонус). В любом случае, подвижность органов речи ограничена.
При дизартрии дефект мы можем не только слышать, но и видеть. Малыш еще не говорит, но мы замечаем, как быстро он устает во время еды, сосет грудь или бутылочку вяло, часто срыгивает. Позже эти дети долго привыкают к твердой пище. Когда начинают говорить – речь смазанная, плохо произносятся не только сложные, но и простые звуки. При дизартрии у некоторых детей как бы хлюпает при произношении щека, некоторые звуки выговаривают между зубами, наблюдается повышенное слюнотечение, речь звучит неровно, ребенок как будто скандирует, выталкивает звуки, у других напротив – голос звучит тихо, часто встречаются носовые оттенки.
Диагноз выражается в разной степени тяжести. Самая сложная из форм: анатрия — полная неспособность говорить, владеть своим речевым аппаратом, дизартрия характерна для детей с ДЦП, чаще встречается стертая дизартрия. Такую форму как дизартрический компонент (нарушение в одной группе мышц) легко перепутать с дислалией, однако в этом случае логопедическая работа более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.
Для более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невропатолога.
В некоторых изданиях до сих пор пишут, что самый распространенный логопедический диагноз у детей — дислалия. Действительно, так и было лет десять назад. Хороший фонематический слух, грамотная, развитая согласно возрасту речь, а страдает только звуковая сторона: искажение звуков и их пропуски — вот что характерно для этого диагноза и было характерно для большинства детей. К сожалению, на сегодня к дефектам звуковой стороны речи добавляется фонематическая недостаточность, нарушение внимания и памяти, то есть дислалия теперь не ограничивается только искажением звуков.
У малышей до 5 лет, когда еще не все мышцы ловки, подвижны и готовы к четкому произношению, нарушения в звуковом оформлении допускаются, поэтому в карте, когда ребенок оформляется в детский сад, логопед в поликлинике так и запишет – физиологическая дислалия. И вся работа с ребенком в это время — профилактическая, подражайте животным и механическим звукам, рассказывайте вместе артикуляционные сказки и делайте артикуляционные упражнения — все на пользу, и язык сам найдет свою правильную позицию.
Если же после 5 лет дефектное произношение осталось, то дислалия переходит в функциональную. Это значит ,что мышцы языка или артикуляционного аппарата требуют уже профессиональной помощи и коррекционной работы.
Отдельно выделяется механическая дислалия, когда у детей в анатомическом строении челюсти, зубов, неба есть грубые нарушения – в этих случаях коррекция невозможна без хирургов-стоматологов или врачей-ортодонтов.
Теперь о наиболее тяжелом речевом нарушении, которое так важно грамотно диагностировать, чтобы отделить от умственной отсталости, тугоухости и аутизма.
Алалия у детей (как понятно из частицы отсутствия) — полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.
И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки, этапы непростого речевого пути:
— гуление,
— лепет,
— лепетный монолог,
— отдельные слова,
— фразы.
Вот норма освоения речи.
Другие варианты, как то отсутствие гуления или лепета, лепетные отрывки вместо слов , позднее формирование фразовой речи — родители! внимание! — это сигнал тревоги! — Он у нас сообразительный, потом заговорит,- успокаиваете вы себя, подчеркивая положительные стороны: малыш стремится к общению, он смышлен, любит конструировать, играет в сюжетные игры, то есть сильную невербальную сторону, но забываете, что задержка речи рано или поздно потянет за собой задержку познавательной сферы.
Алалия словно маскируется, она неоднородна и многообразна и по своим механизмам, и причинам возникновения, проявлениям и по степени выраженности речевого дефицита.
Различают две формы алалии у детей:
— моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может, а став постарше и осознав свой дефект, усложняет проблему тем, что и не хочет пытаться ;
— сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком, ребенок слышит некую звуковую окрошку, которая не закрепляет за предметами, действиями, миром, который его окружает, их словесного значения, что ведет к вторичному нарушению интеллекта.
Деление это условно, и на практике часто встречаются сочетания двух форм.
У многих детей сохранно зрительное восприятие, что необходимо учитывать в коррекционной работе.
Для детей-алаликов характерны невротические реакции на дефект, быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность.
Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невропатолога.
Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.
» У вашего ребенка нарушение фонематического слуха»,- говорит специалист.
» Мой ребенок слышит хорошо»,- недоумевает мама, но соглашается с тем, что у малыша есть то, что характерно для этого диагноза:
·         замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка,хыхка, сыска);
·         перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
·         упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).
Такие дети не различают на слух близкие по звучанию звуки. Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о белой косе или о белой козе, о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл. Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.
А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения: ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), дисграфия (нарушение письменной речи).
Для специалистов рекомендуем материал наших коллег Натальи Варешиной и Елены Ермиловой«Система работы учителя-логопеда по формированию фонематического слуха»
Трактовка этого диагноза различна в разных медицинских и логопедических источниках, объединяющим является только синдром носового тембра речи. Гнусавость- так звучит этот диагноз в дефектологических словарях давних лет. А может кто-то страдает хроническим ринитом, а при этом у него правильное произношение звуков — ставится ли тогда данный диагноз ? Попробуем уточнить его и вычленить от других.
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата:
·         врожденные расщелины твердого, мягкого неба, верхней губы –то , что в народе называют «волчья пасть», «заячья губа». Из-за того, что ротовая и носовая полости совмещены (ОТКРЫТАЯ форма), в первые же часы жизни ребенка проблемой становится прием пищи, ему требуется раннее хирургическое вмешательство. В дальнейшем операции показаны в зависимости от величины и формы дефекта;
·         аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то что относится к ЗАКРЫТОЙ форме.
Логопедические занятия с такими детьми должны начинаться как можно раньше, ведь результаты работы над устранением носового оттенка и правильным звукопроизношением после очередной операции обычно падают, но если у ребенка уже есть опыт, то речь у него восстанавливается быстрее.
Механическая дислалия, которую часто путают с данным диагнозом, отличается сохранностью гласных звуков, а при ринофонии хоть и наблюдается тот же носовой тембр (хронический ринит?), но произношение звуков у ребенка правильное.
Дисграфия — нарушение письменной речи.
Специалистам советуем познакомиться с опытом коллег по активному включению родителей в процесс профилактики дисграфии и подготовки детей к школе: 
«Консультативно-просветительская деятельность учителя-логопеда с целью профилактики школьной неуспеваемости»