Рекомендации логопеда для родителей дошкольников

Читайте книги вместе с ребенком. Мир детской книги разнообразен и увлекателен. Покажите это ребенку. Да, вы устаете на работе, да, вам бывает трудно и «ни до чего», но время, потраченное на ребенка, вернется к вам душевным теплом ребенка, его любовью.    Ребенок —  ненаглядный, любимый, бесценный. Это сокровище, солнышко, ваша жемчужинка. Дарите ему свою улыбку. Результат нашей деятельности всегда есть, но не всегда он виден сразу. Все, что мы вкладываем в ребенка, рано или поздно, принесет свои плоды.  Мамина любовь и забота творит чудеса.
Сказки А.С.Пушкина, стихи А. Барто, С.Я Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, и, конечно, же чтение басен И.А.Крылова, сказки народов мира  — это все принесет радость вам и вашему ребенку!
Сказки разовьют речь,увеличат словарный запас и будут развивать  нравственность ребенка. Красивые картинки можно рассматривать вместе, обсуждать сюжет.
Беседуйте. Беседовать надо  уважительно, как с равным.   Мы хотим вырастить уверенного в себе, морально сильного человека? Никогда не высмеивайте. Если поступите так  несколько раз, то доверие ребенка придется восстанавливать.
Иногда заданный вопрос приносит больше пользы, чем сразу сказанный ответ. Хвалите за логическое мышление.
Хотя бы 15 минут в день необходимо уделять своему драгоценному ребенку – повернувшись к нему лицом, внимательно слушать,  его, что произошло за день. Для вас может показаться ерундой сказанное ребенком, но для него это важно и в его возрасте вы тоже интересовались подобными вещами.
На прогулках говорить обо всем, что видите. Будет замечательно, если, пока вы идете за руку с вашим сокровищем, вы вместе повспоминаете стихи, срифмуете новые строчки, пусть не складно, но с большим удовольствием. Обсудите облака, небо, снежинки, времена года и увиденных животных, машины, прочтите вывески вместе, помечтайте вместе. Вы поразитесь, какой умный у вас растет ребенок.
Рисуйте  вместе. Это замечательно разовьет мелкую моторику. И не важно, умеете вы рисовать или нет, делайте это с удовольствием. Такие рисунки должны содержать мелкие элементы – придуманные узоры, разнообразные предметы, россыпи точек и т.д., на что хватит фантазии вашей и малыша. Развитие движений пальцев рук, их координированности находятся в прямой связи с развитием речи,  подготовят руку ребенка к овладению письмом. Будет полезна работа с глиной, тестом, с пластилином.
Полезны любые игры с речью. Думаю, набор доктора с инструментами, халатом, бинтами, бланками рецептов, их можно изготовить самим, сахарными таблетками, может быть полезен. Но не покупайте полностью укомплектованный мирок игрушек (например,  все для куклы от туфель и платья  до домика с мебелью). Ребенку для нормального развития надо прикладывать усилия – фантазировать, соображать, делать что либо своими руками! Не надо откупаться игрушками от ребенка, лучше говорите с ним, обсуждайте с ним разные вещи, он будет вам благодарен.
Трудно переоценить массаж пальчиков, образно говоря, речь находится на кончиках пальцев. Еще наши далекие предки играли в «сороку-ворону».
Нас очень выручат DVD с фильмами о животных, о природе, хорошими мультфильмами, особенно с добрыми советскими, диски с записями передач «В мире животных», «Ребятам о зверятах», диски с развивающими фильмами. Принесут пользу аудиокниги и аудио сказки, это сэкономит наше время и силы. И всегда можно попросить «расскажи, про что там» (естественно вы уже посмотрели, что даете ребенку, но дайте ему высказаться). Очень полезно для всей семьи прослушивание тихой и спокойной  музыки, очень полезна классика, она звучит очень по-разному, можно выбрать на свой вкус.
Почему не затронута тема о телевизоре? Действительно, по телевидению идет много хороших телепередач. Но все хорошо в меру. Ученые подсчитали, что ребенок к семилетнему возрасту в среднем успевает увидеть какое-то число противоправных действий, какое-то число драк и т.д. Там же встречается лексика на грани цензурной. Нужно ли это ребенку? Определенно, нет. Дети все равно будут сидеть у голубого экрана, но мы можем сделать так, чтобы они делали  это с пользой. В советских мультфильмах нет агрессии, там съели только колобка, причем без подробностей, достойных полицейского протокола. Добро вечно, в эту картину вкрапляется комочек зла в виде отрицательного персонажа,  которого показывают с юмором, злодей легко перевоспитывается и оказывается, что  он был злой, потому что с ним никто не дружил, никто его не любил.  Полезны наши старые фильмы-сказки, они и речь развивают и дают правильные модели поведения. Поговорите с ребенком об увиденном. Вы будете поражены,  как много понимает кроха!
Ограничьте компьютерные игрушки. Пользы они не несут, а времени отнимают много. Пусть лучше дети погуляют на свежем воздухе.
Много радости и новых впечатлений принесет поход в зоопарк, в Ботанический сад, в Зоологический музей, или любой другой музей. Опираясь, на мнение многих уважаемых авторов, до школы ребенка учить надо, но только в игре, только с похвалой, только на позитиве!
Режим и отдых. Вечный двигатель существует. Это подтвердит каждая мама на свете. Время бодрствования у деток проходит активно. Нет смысла напоминать, что соблюдение режима – основа крепкой нервной системы ребенка. А чтобы чадо спало хорошо и с улыбкой  засыпало,  не ограничивайте физическую активность на прогулках – пусть лазает, бегает, ходит по бордюрам, прыгает на одной ножке, на скакалке, носится «в догонялки», скатывается с горки, пускает кораблики в луже. Одежду можно и постирать, а нервная система у ребенка окрепнет, не говоря уже о физической форме. Кричать и шуметь ребенку необходимо, но делать это надо в подходящем для этого месте. Действия надо сопровождать словами, это развивает речь.   Дети 6 лет должны находиться на свежем воздухе в среднем 3-3,5 часа в день.
Дошкольник со временем станет первоклассником. Новая обстановка, новые требования, много незнакомых лиц могут вызвать усталость, перенапряжение. Важно пытаться не допускать переутомления, это может вызвать снижение успеваемости, плаксивость, раздражительность. Может помочь временное введение дневного сна после занятий.
Освещение рабочего места должно быть достаточным, не резать глаз и не быть тусклым. Если ребенок сидит за столом, проследите за красивой осанкой. Так вы сбережете здоровье ребенка и свои силы в дальнейшем.
Гимнастика. Активные физические упражнения очень полезны. Полезна и зарядка.
Звуки. Пожалуйста, следите за произношением ребенка.
Некоторые дети могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех местах. Например, умея произносить твердый «к», он говорит «тошта» вместо «кошка». Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметит преднамеренную ошибку взрослого. У других детей звук вообще не получается. Ребенок справляется с трудностями, заменяя одни звуки другими, например «лыба» вместо «рыба», «шобака»-«собака», или даже пропуская их совсем «каандаш».
Эти недостатки проявляются сильнее, когда дети пытаются вести разговор,  да к тому же быстрый.
Хороший способ слушать ребенка – это иметь в распоряжении нехитрую книжку с картинками или набор предметов и спрашивать их названия по одному. Можно будет услышать,  как малыш справляется с произношением трудных звуков.
Основа помощи – это дать ребенку возможность попрактиковаться, не акцентируя его внимание на трудностях.
Если вместо «к» ребенок говорит «т», можно подобрать несколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Взрослый берет куклу и с улыбкой спрашивает: «Это букла?» и легко качает головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем, воспроизводим ошибку ребенка: «Это тукла?» Наконец, надо спросить: «Это кукла?» При этом кивок головы и улыбка подскажут ему, что ответ верный. Как только ребенок уловит идею игры, перестаньте подсказывать и следите, как он самостоятельно определяет трудный звук. Например, спросите: «Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?» Дождитесь ответ «Да» и подтвердите «Да, это кашка».
Другой способ заставить ребенка правильно повторять слова – это звуковая игра. При некотором воображении со стороны взрослых, различные звуки можно отрабатывать, играя в животных, транспортные средства, используя распевки. Звук «с» можно присвоить змее, «ж»-жуку, «р» — тигру и т.д.
Когда ребенок научится произносить этот звук, ему, возможно понравится произносить слова и забавные рифмовки с этими звуками. Подходят простейшие забавные фразы. Надо следить за произнесением звуков, уже поставленных логопедом, потому что ребенок может неосознанно вернуться к привычному, более удобному, но неверному произнесению звуков.
Если ребенок говорит чрезмерно медленно или долго пытается подбирать слова, надо уделить ребенку время и внимание, его речь постепенно станет более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если вы подчеркнете этот недостаток. Важно показать малышу, что у взрослых есть время, чтобы его выслушать! Большинство запинающихся детей преодолевают эту проблему благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых. При замедленной речи тонизирующие физические упражнения. Они проводятся сначала в среднем, а затем в ускоренном темпе. Нам помогут спортивные подвижные игры. Поможет совместное чтение под отбиваемый рукой такт.
Если же речь вашего ребенка отличается огромной скоростью, неудержимой стремительностью, такой, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, мысль уже побежала вперед, а договорить ее ребенок еще не успел, проявите доброжелательность и терпение. Физические упражнения нам помогут, но те, которые воспитывают выдержку, спокойствие,  внимание, произвольное переключение движений. Все это надо делать позитивно, под счет, под мелодичную музыку и в медленном темпе, спокойно и плавно.  Поможет совместное чтение под отбиваемый рукой такт.   Потом, когда он уже проявит успехи – поставьте с другими детками домашнюю сценку, оденьте деток красиво, покажите это представление друзьям. Дети будут благодарны и запомнят атмосферу этого праздника.
Если взрослый подозревает, что в жизни малыша происходят тревожные события, он должен проявлять чуткость и терпение. Бывает целесообразно предоставить малышу возможность выразить свои заботы не с помощью речи, а каким-то другим способом, например, через фантазийную игру.
Нелегко проследить имеет место неумение или нежелание ребенка использовать свои речевые возможности. Лучше начать помощь ребенку, не размышляя бесконечно о причинах.
Логопед всегда поможет и проконсультирует по вопросам устной и письменной речи.
Что бы ни случилось, обязательно все будет хорошо!